Наумова Любовь Михайловна
Квалификационная категория - первая
Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театрализованная деятельность. Педагогом Наумовой Л. М. создан проект: «Развитие речи и творческих способностей в театрализованных играх».
Работая над драматизацией сказки провожу предварительную работу по мимике лица. Учу детей передавать различное эмоциональное состояние: радость, грусть, удивление, страх, злость. Для этого используется работа с пиктограммами, рассматривание сюжетных картинок с различными видами эмоций, выполняем задание: «Рассердись, как злой волк», «Погрусти, как Дюймовочка», «Улыбнись, как весёлый Буратино».
Ребенку очень трудно следить одновременно: за развитием сюжета, своими движениями, интонационной выразительностью и чистотой речи. Поэтому предварительной работе уделяется много внимания. Мы радуемся, когда дети выступают эмоционально, выразительно, уверенно.
Развитие театрализованной деятельности и накопления эмоционально - чувственного опыта требует и участия родителей. Активизируя их интерес к данной теме, проводила конкурс: «Рисуем всей семьёй» по теме: «Моя любимая сказка», консультации по темам «Театральные встречи», «Театр дома», предлагала домашнее сочинение сказок и историй, а также изготовление оборудования и костюмов к спектаклям.
Формирование чувства эмпатии у детей.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно- эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству.
Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии .
Основа эмпатии - в умении распознавать состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
1. Устанавливайте личный контакт с детьми:
- общайтесь по имени,
- занимайте позицию на уровне глаз ребенка,
- используйте тактильные прикосновения;
2. Старайтесь выслушать ребенка до конца, не перебивать его, не выражать мимикой несогласие с ним;
3. Следите за собственной речью: исключите окрики, резкие интонации и слова - «паразиты»: - «ну», «значит», «в общем»;
4. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату;
5. Учитесь видеть себя со стороны:
- чаще анализируйте собственную деятельность,
- стремитесь ставить себя на место ребенка,
- развивайте способность признавать свои ошибки в общении с детьми;
6. Особенно внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам, помните, что дошкольникам свойственна высокая подражательность;
7. Пытайтесь разрешать конфликты между детьми в доброжелательном
тоне. Дайте понять ребенку, что если вы его наказываете, то это не значит, что изменилось ваше прежнее отношение к нему. Используйте следующие приемы:
- предвосхищающая оценка: «я уверена, что ты так больше не поступишь»;
- ориентация на самих детей: «я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват»;
- выяснение мотива несправедливого отношения ребенка к своему
сверстнику: «Почему ты так поступил? Расскажи, как это произошло?»;
- разъяснение: «Я вам сейчас расскажу что произошло».
Театр дома.
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра.
Какими же должны быть театральные игры дошкольников и как помочь детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в «детском театре?»
Потребность в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в три года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыпляток, бегающих за курочкой мамой. Они с удовольствием перевоплощаются в котяток и собачек, маленьких козляток. Действия их подражательны и имитационны, всегда одноплановы, но чрезвычайно насыщенны и потому несут в себе большой положительный заряд.
Совсем маленькие дети - благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности .Хорошо если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, двух-трехлетних малышей вести еще рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст, но вот дома показать ребенку небольшой спектакль-игру и даже привлечь к нему самого малыша, наверное, можно. Домашние спектакли как-то позабыты сейчас в силу того , что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения родителей и детей.
Обыграть можно любую детскую игрушку: показать как собачка по щенячьи повизгивает, а затем уже совсем по-человечьи разговаривает. От простейших действий с ней постепенно перейти к небольшим сюжетам. Постепенно действия игрушек становятся более сложными, все больше подчиняются заранее обдуманному замыслу. Теперь уже можно объединить несколько персонажей в знакомом литературном сюжете и попробовать воспроизвести его в лицах, стараясь, чтобы персонажи не только говорили, но и выполняли определенные действия. Например, сказка «Теремок».В продажу поступают готовые комплекты для игр по этой сказке, небольшие по величине, которые состоят из сборно-разборного домика-теремка и персонажей. Этот комплект своего рода модель, и с ним ребенок один может проиграть всю сказку, проговорив слова каждого персонажа и действуя за каждого из них. Следует обратить внимание детей на то, что каждый персонаж действует и говорит по-своему, разными голосами. Двигаться они тоже должны по- разному. Полезно пофантазировать о каждом персонаже в отдельности, о том, что с ним было до того, как он увидел теремок. Хорошо, если ребенок придумает о каждом персонаже рассказ, это значительно расширит представление малыша об игровом образе.
Игрушка в своем обобщенно-образном виде, чаще всего лишенная характерности и тем более пластической динамичности, подвижности, во многом ограничивает театральное действие. Возникает потребность в использовании дополнительных выразительных средств, таких, как декорации, костюмы , а в дальнейшем музыкальное и шумовое оформление.
К старшему дошкольному возрасту при систематичности театрально игровой деятельности можно добиться от детей хороших результатов, что позволит подойти к созданию своего домашнего театра , в котором могут принимать участие все члены семьи и даже приглашенные .Рядом с готовыми литературными сюжетами могут появиться собственные пьесы или инсценировки .В кукольных спектаклях игрушку уже можно заменить театральной куклой и от сценической плоскости перейти к сценическому пространству на ширме. Так постепенно от элементарной детской игры с простейшими театрализованными проявлениями можно перейти к домашнему театру, наполненному общими мыслями, чувствами, переживаниями и позволит ему стать умным, чутким зрителем.
Инсценировками, драматизациями, т.е. театральными играми дошкольников, всегда руководит взрослый человек. Дошкольники недостаточно критично относятся к содержанию и развитию игрового действия и вполне удовлетворяются тем, что участвуют в игре, что-то говорят, двигаются. При более высоком уровне игровых умений дети начинают испытывать радость не только от игры вообще, но и от того, что исполняют ту роль, которая им нравится. В театрализованных играх дети создают законченные образы, но в их сценических этюдах иногда просматриваются элементы подлинного творчества. Дети смотрят, слушают, запоминают, потом обмениваются впечатлениями, из которых можно сделать вывод: насколько ясно было передано содержание разыгрываемого произведения.
Но игра-драматизация - это лишь ступень, которая выводит на более высокий уровень театрального творчества, когда дети начинают принимать участие в создании театрального спектакля. В сценической игре детей встречаются трудности: трудно органично сочетать произносимые слова с действиями, добиваться единства слова и действия. Сохранить непосредственность и живость игры наиболее полно помогает подробный анализ того, что происходит по сюжету, и уточнение конкретных действий каждого персонажа.
В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно- образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.
Выступая перед зрителями, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое внимание. Все эти качества помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.
Поиграйте с детьми.
Театральная мастерская (для детей 4-5 лет)
Тема: «Котята».
Проводится в ходе чтения стихотворения С.Я. Маршака «Кошкин дом».
1. Пантомические этюды (передать различные действия котят)
-сладко спят;
-просыпаются, лапкой умываются;
-зовут маму;
-пытаются утащить сосиску;
-пугаются собак;
-охотятся: «Кошка, коль придется, по земле крадется».
2. Этюды на изменение тембра голоса.
-Киска, как тебя зовут?
-Мяу! (Нежно)
-Стережешь ты мышку тут?
-Мяу! (Утвердительно)
-Киска, хочешь молока?
-Мяу! (С большим удовольствием)
-А в товарищи щенка?
Мяу! Фф-ррр! (Изобразить по-разному: трусливо, пугливо)
3. Взрослый читает стихотворение. Дети в роли кошки и собаки разыгрывают сценку (поочередно несколько пар).
Идет кисонька из кухни, У ней глазоньки опухли. -О чем, кисонька, плачешь? -Как же мне, кисоньке, не плакать?! Повар печенку слизал, А на кисоньку сказал.
Кошка и собака идут навстречу друг другу и разыгрывают диалог: собака с вопросительной интонацией спрашивает «гав-гав», а кошка жалобно и плаксиво отвечает «мяу-мяу».
4. Предложите детям узнать песню котят из музыкальной сказки «Кошкин дом» (музыка В. Золотарева на слова С. Маршака) и исполнить, передавая соответствующий характер.
5. Сочини песню на заданный текст:
-Черный кот у ворот
Грустно песенку поет.
-Белый кот у ворот
Очень весело поет.
6. На музыку «Вальса» из музыкальной сказки «Кошкин дом» сочинить танец белой кошечки.
7.На музыку «На всю улицу веселье» изобразить моменты появления героев сказки, отмечая характерные повадки животных.
Примечание: На следующем занятии
многие задания повторяются, но можно предложить и новые.
1. Инсценировать стихотворения С. Маршака «Два кота».
2. Изобразить (поочередно) котят с разными настроениями:
- Робко стучатся в дом к тете Кошке;
- Несчастные, жалкие остаются за воротами дома;
- Решительно, энергично торопятся помочь тете Кошке в ее беде;
- Счастливо, радостно танцуют.
Упражнения на развитие воображения.
(Для детей 6-7 лет).
Воображение ребёнка формируется в игре. Наиболее ярко воображение проявляется в сочинении сказок, стихов, песенок. Сочинение носит импровизированный характер. Дети комбинируют знакомые образы в необычных сочетаниях, вводят новые. Умение поставить цель, воплотить определённый замысел, выразить свои чувства и воздействовать на чувства зрителей развивается в этюдной работе.
«Оживи предмет».
Педагог предлагает детям представить, что книга, чашка, швабра и т. д. - живые предметы, с которыми можно общаться. О чём бы вы их спросили? Что бы они вам ответили?
«Фантазёры».
Ребёнок произносит фразу с определённым настроением (радость, печаль, испуг, восторг). Дети придумывают историю на тему этой фразы в заданном настроении.
«Выбери профессию».
Педагог предлагает ребёнку выбрать один из предложенных предметов (кубик, ножницы, весы, расчёска, половник, градусник) и рассказать о том, с какой профессией он связывает предмет. Чем ему нравится эта профессия? Хотел бы он, став взрослым, выбрать её?