Пятница, 26.04.2024, 13:36
Методический сайт МДОУ - детский сад № 35 "Вырастайка" г. Серпухов
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Новости сайта [52]
ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ...
НАШ "ВЫРАСТАЙКА"
ПРАЗДНИКИ (Архив)
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 57
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Возможности сказкотерапии в логопедической работе

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей,  поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая различные нарушения.  Но, к сожалению, специалист не всегда может добраться до проблем речи ребёнка… и на помощь приходит сказка. 

 В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными   и российскими   учеными.  О влиянии сказки на развитие личности ребенка говорили такие великие ученые как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М. Л. фон Франц, Э. Фромм.

Сказкотерапия – это стиль взаимодействия педагога и детей, который не столько облегчает дошкольникам саму работу, сколько позволяет им, заинтересовавшись, добровольно втянуться в неё. Сказка – наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребёнка. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной, эмоциональной обстановке создать эффективную ситуацию общения. И задача педагогов — так окружить ребёнка игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой - исправлением недостатков речи.

Актуальность темы заключается в том, что сказкотерапия-эффективный, развивающий метод для развития связной речи у детей с ОНР III уровня, который позволяет вовлечь ребенка в активную логопедическую работу.

Тип проекта: информационно – практический; долгосрочный 1-2 года. 

 

В методике развития речи детского дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей: Водовозовой В.М., Ушаковой О.С. и многие другие. Все они свидетельствуют о возможности  использования сказки  для развития  связности  речи  детей.  Н. Погосова    отмечает, что тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи.

Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:

  • лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности;
  • активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка;
  • при пересказе, драматизации — становление речевой культуры;
  • развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);
  • развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).

Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Сказкотерапия в системе логопедических занятий преследует следующие цели:

• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка;

• совершенствование лексико-грамматических средств языка;

• совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

• развитие диалогической и монологической речи;

• эффективность игровой мотивации детской речи;

• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

• сотрудничество педагога с детьми и друг с другом;

• создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка;

• приобщение детей народному фольклору.

Использование сказкотерапии в обучении  дошкольников развивает:

  • активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;
  • самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;
  • творчество — от подражания взрослому в действии, выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;
  • эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;
  • произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
  • связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о  сказочных образах.

Выводы: 

  • метод работы со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное обоснование и целенаправленное использование в работе с детьми, в частности в логопедии, он получил сравнительно недавно, и сегодня является одним  из наиболее  перспективных;
  • работая со сказкой, педагог оказывает на ребенка определенное воздействие. И благодаря тому, что оно облачено в сказочные одежды, у детей не возникает ощущения давления. Педагог как будто просто рассказывает сказки, использует “сказочные” занятия, но, как показывает практика и исследования специалистов, они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие, поэтому очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что тормозит его развитие. 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz